на главную

В ряду прочих экспонатов Петербургской бот-шоу эта компактная лодочка с ярко-красной палубой привлекала внимание своим внешним видом, вызвавшим не мало споров. Дизайн, как известно, — дело личного вкуса, поэтому рассудить спорщиков не беремся. Тем более что первый же выход на воду заставил нас напрочь забыть о том, как лодка смотрится со стороны — ходовые качества новинки, представленной компанией "Строй-плюс" из Набережных Челнов, оказались на высоте.

Компания "Строй-плюс" — не новичок в производстве стеклопластиковых судов, она поставляет в московские магазины несколько моделей гребных лодок собственной разработки уже в течение четырех лет. И хотя "Альбатрос" широкая публика видит в этом году впервые, можно надеяться, что с технологической точки зрения его конструкция отработана достаточно полно — при том, что проект создавался "с нуля" и какие-либо проверенные импортные или отечественные лодки за основу не брались. Традиционна лишь "автомобильная" компоновка, до сих пор пользующаяся популярностью у российских водномоторников, особенно в регионах.

Дизайн и устройство
Внешний облик "Альбатроса" отличается самобытностью и узнаваемостью, хотя некоторые дизайнерские решения и впрямь спорны.
Взять хотя бы "лобастое" ветровое стекло, переходящее в выпуклую остроносую деку, отчего спереди "Альбатрос" смахивает на легкий самолетик — только пропеллера не хватает. Впрочем, по словам конструктора, столь заметно выгнуть вверх носовую палубу и козырек стекла пришлось по причине высокой посадки водителя и пассажира, диктуемой, в свою очередь, тем, что при ограниченной длине корпуса пайол самоотливного кокпита необходимо было поднять повыше над ватерлинией, дабы при большой нагрузке в него не поступала забортная вода. Как показали испытания, в кокпите на стоянке действительно сухо даже с полным "паспортным" экипажем на борту, а лобовой щиток надежно защищает от ветра и брызг, причем при необходимости можно смело ухватиться рукой за его прочную пластиковую окантовку.
Грамотно обстроен и сам кокпит, заодно с которым отформованы основания передних сидений и кормового "дивана" — всепогодные термопластовые кресла откидываются на петлях, открывая сухие емкости в основаниях, а в пространство между днищевыми стрингерами дивана-рундука удачно вписались стандартные топливные баки и аккумулятор.
А вот дизайн кормовой части лодки не столь поддается объяснению — как с точки зрения эстетики, так и функциональности. Непонятно, зачем понадобился Z-образный излом "привальника" неподалеку от транца, повторяющий вычурную конфигурацию палубной секции. Несколько сомнительным и чисто декоративным элементом выглядят также ступеньки, отформованные по бокам кормового рецесса, словно слепки с сапога — поскольку они мелковаты, попасть в них ногой нелегко, а риск соскользнуть с гладкого пластика за борт велик. Хорош тут только откидной трапик на транце по левому борту, логично дополненный поручнем у планширя.
В целом все это хозяйство выполнено вполне добротно и по-волжски основательно. Аккуратно выглядят резиновый привальный профиль на наружном фланце стыка палубы с корпусом и нержавеющие релинги собственного производства. Корпусные секции отформованы на материалах от "Reichhold"; армирование, как принято на лодках подобного размера, выполнено в основном стекломатом и усилено слоем тяжелой стеклорогожи. Толщина секций на выставочном образце вызывает уважение — 5-6 мм на палубе и до 10 мм по килю, масса корпуса составляет 350 кг, что значительно больше, чем у аналогичных судов других производителей, причем при весьма умеренной цене. (Напомним, что избыточный вес косвенно свидетельствует о запасе прочности, а стоимость пластиковых лодок напрямую связана с весом).
Свой вклад в весовые характеристики лодки вносит транец, в конструкции которого легкие, но подверженные гниению дерево или фанера отсутствуют вообще — он пластиковый на всю нормативную толщину 45 мм, и закрыт сверху металлическим профилем.
Деление корпуса на секции нетипично для подобных размерений — полноразмерная "ванна" самоотливного кокпита вклеена в корпус, и ее вертикальные борта перекрываются до середины своей высоты палубной секцией, причем узел нахлеста собран на герметике и нержавеющих болтах. Так, конечно, надежней, но опять-таки тяжелей. Армированные стеклорогожей объемистые коробчатые стрингеры обеспечивают высокую жесткость не только днища, но и палубы кокпита.
Форма корпуса, как и конструкция — оригинальная, от производителя. Постоянный наклон скулы выдает "закрученность" днищевых поверхностей, и мы вполне логично ожидали от лодки ровного, стабильного хода с мало зависящей от нагрузки скоростью. "Закрутка" также предопределяет пониженную плавучесть носа, что в сочетании с носовой посадкой водителя и высоким бортом в корме визуально придает лодке изрядный носовой дифферент на стоянке. Впрочем, реальный надводный борт у миделя при нагрузке 4 чел. составляет около 53 см, т.е. обещанный безопасный ход на волне до 2 баллов, судя по всему, соответствует действительности. Обеспечена и аварийная плавучесть за счет блоков полистирольного пенопласта общим объемом 450 л.



Закручу, заверчу...
Пенопласт не понадобился (но об этом чуть позже). Сбылись и теоретические предположения о малой зависимости скорости от нагрузки: каждый из дополнительных пассажиров, в основном тяжеловесов поболее среднестатистических 80 кг, уменьшал максимальную скорость "Альбатроса" примерно на 1 км/ч — великолепный результат. Итоги основных испытаний приведены в таблице, здесь лишь добавим, что с четырьмя седоками на борту удалось разогнаться до 55.3 км/ч — немногим менее 58 км/ч, достигнутых только с водителем и пассажиром, которые располагались на штатных местах впереди.
Однако, помимо рассудительных расчетов, есть и еще такая штука, как адреналин, и недостаток его "Альбатрос" способен восполнить в полной мере. На этом "гадком утенке" можно так "зажигать", что многие его более красивые конкуренты, как отечественные, так и импортные, попросту спрячутся от зависти!
Короче говоря, лодка позволяет творить все, что твоей душе угодно. Даже полный "чайник" может завалить штурвал на борт на полном ходу — главное, чтобы он покрепче держался за "баранку" и не вылетел за борт, поскольку сам по себе корпус "Альбатроса" при подобном маневре словно цепляется за невидимые подводные рельсы, идет стабильно, не проскальзывает кормой и не делает попыток развернуться задом наперед. И все это при весьма умеренном внутреннем крене — не более 10-15°. Диаметру циркуляции наверняка позавидуют даже картингисты, ездящие по асфальту на предварительно разогретых "сликах" — 12-14 м на скорости более 55 км/ч.
В общем, после ряда тщетных попыток спровоцировать внештатную ситуацию и удовлетворившись головокружительными разворотами, один из нас подрулил к причалу. Причина была проста — не совсем устраивала "максималка" (58 км/ч с нагрузкой 2 чел. на борту), резервы которой были явно не исчерпаны. Обычно наивысшую скорость удается достичь за счет кормового дифферента, используя "гидравлику" дистанционно управляемого триммера, но "Mercury 60", установленный на тестовой лодке, оказался в самой дешевой комплектации: чтобы изменить угол откидки, требовалось каждый раз останавливаться и переставлять "чеку" упора в подвеске мотора — словно на "Ветерке", "Нептуне" или "Вихре", до сих пор успешно эксплуатируемых в глубинке.
При первых заездах упор был установлен во второе от транца отверстие; после нескольких экспериментов удалось подобрать положение повыше, при котором лодка продолжала, хотя и не без натуги, выходить на глиссирование. Как говорится, почувствуйте разницу — скорость с водителем и пассажиром на штатных передних сиденьях выросла с 58 до 62 км/ч, а когда пассажир пересел назад, и вовсе перевалила за 64 км/ч. Однако попытка заложить крутой вираж с полного хода закончилась обиженным ревом "перекрученного" мотора — винт подхватил воздух, лодка потеряла ход и разворачиваться пришлось потихоньку, в водоизмещающем режиме.

Резюме
Компактная лодка "экономного" 4.5-метрового класса с традиционной "автомобильной" компоновкой, привычной для водномоторников старшего поколения и по-прежнему востребованной в большинстве регионов Центральной России. Весовые характеристики косвенно свидетельствуют о том, что расчеты расчетами, а прочность предпочли обеспечить с запасом. Дизайн "на любителя", но ходовыми качествами "Альбатрос" способен дать сто очков вперед многим суденышкам аналогичных размерений — как отечественным, так и импортным. Главный его плюс — это предсказуемое и безопасное поведение даже при экстремальных маневрах. Не боится он и нагрузки, а скоростные качества, невзирая на избыточный вес, тоже на высоте. Чтобы добиться всего этого по принципу "два в одном", не советуем при покупке мотора экономить на триммере с дистанционным управлением: две кнопочки на рукоятке газа-реверса позволят "вытащить" из корпуса "Альбатроса" все разноречивые качества, что были заложены в него конструктором — применительно к вашим собственным, тоже меняющимся от часа к часу, предпочтениям.
А.Л., А.Д.

Пока мы работали над этим отчетом об испытаниях "Альбатроса", в Набережных Челнах успели подготовить к серийному производству его рыболовный вариант без носовой деки и ветрового стекла - с просторным кокпитом и смещенной вправо водительской консолью.

Мотолодка "Альбатрос" предоставлена для испытаний 000 "Строй-плюс"
г. Набережные Челны. тел. (8552) 51-17-29

КАТЕРА и ЯХТЫ №4(191)
на главную

Сайт создан в системе uCoz